ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРЫМСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ФБУ Крымская ЛСЭ Минюста России)

Автотехническая экспертиза

Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия

Задачи:

- определение скорости движения транспортного средства (далее - ТС) в заданные моменты времени, в частности, перед торможением, в момент наезда на пешехода или столкновения с другим ТС и т.п.;

- определение места расположения ТС в заданные моменты времени: удаление от места наезда или столкновения в момент возникнове­ния опасности для движения или в момент, когда водитель еще рас­полагал технической возможностью предотвратить происшествие и т.д.;

- определение тормозного, остановочного путей, расстояния, преодолеваемого ТС в заданные промежутки времени;

- определение тормозного, остановочного времени, а также времени, затраченного ТС на преодоление определенных участков пути;

- определение траектории и характера движения пешехода с момента возникновения опасности и до момента наезда на него;

- установление момента возникновения опасности для движения, если для этого требуется проведение расчетов, моделирования, экс­перимента, экспертная оценка действий участников дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП) на соот­ветствие (несоответствие) требований правилам дорожного движения (далее – ПДД);

- определение должных действий водителя, пешехода и других участников ДТП в конкретной дорожно-транспортной ситуации с точки зрения требований ПДД и соответствия им фактических действий водителя ТС, пешехода и других участников ДТП;

- установление наличия (отсутствия) у водителя ТС технической возможности предотвратить ДТП путем торможения ТС или другим,

предусмотренным требованиями ПДД, способом, в момент возникновения опасности для движения или любой другой момент времени, определенный органом, назначившим экспертизу;

- определение причинно-следственной связи между установленными следствием, судом фактическими действиями водителя ТС и наступившим происшествием на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;

- установление причинно-следственной связи между условиями организации дорожного движения и наступившим ДТП и др.

Объекты:

- материалы уголовного, административного, гражданского и арбитражного дел, не требующие правовой оценки.

На разрешение экспертизы могут быть поставлены вопросы:

- Какова скорость движения транспортного средства при наличии следа торможения, бокового юза и качения?

- Каков тормозной и остановочный путь транспортного средства в условиях места происшествия?

- Какова продолжительность движения пешехода (велосипедиста) на пути, указанном в исходных данных?

- На каком расстоянии от места наезда находилось транспортное средство в момент начала реакции водителя с последующим применением торможения?

- На каком расстоянии от места наезда находилось транспортное средство в момент начала движения пешехода?

- На каком расстоянии от места наезда находился пешеход в момент, когда транспортное средство находилось от места наезда на расстоянии, равном остановочному пути?

- Имелась ли у водителя транспортного средства техническая возможность предотвратить происшествие в момент возникновения препятствия или опасности для движения?

- Какова траектория и характер движения транспортного средства до опрокидывания?

- Как должен был действовать водитель транспортного средства в соответствии с Правилами дорожного движения?

- Соответствуют ли действия водителя транспортного средства техническим требованиям Правил дорожного движения?

- Имеется ли причинная связь между действиями водителя транспортного средства и происшествием?

Исследование технического состояния транспортных средств

Задачи:

- определение технического состояния ТС, их систем, агрегатов, уз­лов и деталей и при обнаружении неисправности установление при­чин и времени ее возникновения, возможности своевременного (в частности до ДТП) ее обнаружения водителем ТС и лицами,

ответственными за техническое состояние ТС;

- определение степени влияния неисправностей на возникновение и развитие ДТС, приведшей к ДТП;

- определение технической возможности предотвращения ДТП при том техническом состоянии ТС, в каком оно находилось непосред­ственно перед ДТП;

- установление причинно-следственной связи между техническим состоянием (неисправностью) ТС и ДТП и т.д.

Объекты:

- автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, велосипеды, при­цепы, полуприцепы, троллейбусы, трамваи, тракторы, иные само­ходные механизмы и другие ТС (за исключением морских, речных, воздушных и железнодорожных ТС), а также их системы, агрегаты, узлы и детали;

- материалы дела, схема ДТП, протоколы осмотра ТС и т.п.

На разрешение экспертизы могут быть поставлены вопросы:

- В каком техническом состоянии находится тормозная система (рулевое управление, ходовая часть и т.д.) транспортного средства?

- Каковы причины возникновения неисправностей тормозной системы (рулевое управление, ходовая часть и т.д.) транспортного средства?

- Соответствует ли техническое состояние транспортного средства, его узлов и деталей техническим нормам и требованиям безопасности движения?

- Мог ли водитель обнаружить неисправность транспортного средства до ДТП?

- Каковы причины разгерметизации шин колеса транспортного средства?

- Имеется ли причинная связь между обнаруженной неисправностью транспортного средства и происшествием?

- Возможна ли эксплуатация транспортного средства, с выявленной неисправностью, в соответствии с  Правилами дорожного движения?

Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика)

Задачи:

- исследование механизма столкновения транспортных средств и наездов

на неподвижное препятствие:

- определения места столкновения ТС;

- определение траектории движения ТС до и после столкновения (на­езда);

- определение взаимного положения ТС в момент столкновения (угла столкновения);

- определение взаимного расположения ТС относительно элементов дороги - проезжей части, ее горизонтальной разметки и т.п.;

- установление скорости движения ТС при столкновении, в частно­сти, находилось ли в движении или состоянии покоя одно из ТС при столкновении;

- определение месторасположения лиц, находящихся в салоне ТС до ДТП (эта задача решается в рамках комплексной экспертизы со­вместно с судебными медиками);

- установление механизма повреждений шин и гибких шлангов, резьбовых и иных соединений, причины и времени их образования (до ДТП или в момент ДТП).

Исследование механизма наезда на пешехода:

- определения места наезда ТС на пешехода;

- определение траектории движения ТС и пешехода до и после наезда;

- определение скорости движения ТС по отбросу пешехода в резуль­тате наезда на него;

- определение направления движения пешехода относительно ТС (слева -  направо, справа - налево, под углом). Эта задача также ре­шается в рамках комплексной экспертизы с участием судебных ме­диков (исследование повреждений на теле пешехода), биологов (ис­следование наличия на ТС волос, крови потерпевшего), трасологов (исследование одежды, следов на подошве обуви), криминалистов (исследование материалов, веществ, частиц лакокрасочного покры­тия).

Объекты:

- вещная обстановка на месте ДТП, ТС, материалы дела и т.п.

На разрешение экспертизы могут быть поставлены вопросы:

- Какова траектория движения транспортного средства до столкновения?

- Где расположено место столкновения транспортных средств?

- В каком положении находилось транспортное средство, относительно границ проезжей части, в момент столкновения?

- Какими частями столкнулись транспортные средства, каково было их положение в момент столкновения?

- Было неподвижно или двигалось транспортное средство в момент столкновения?