ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРЫМСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ФБУ Крымская ЛСЭ Минюста России)
Автотехническая экспертиза
Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия
Задачи:
- определение скорости движения транспортного средства (далее - ТС) в заданные моменты времени, в частности, перед торможением, в момент наезда на пешехода или столкновения с другим ТС и т.п.;
- определение места расположения ТС в заданные моменты времени: удаление от места наезда или столкновения в момент возникновения опасности для движения или в момент, когда водитель еще располагал технической возможностью предотвратить происшествие и т.д.;
- определение тормозного, остановочного путей, расстояния, преодолеваемого ТС в заданные промежутки времени;
- определение тормозного, остановочного времени, а также времени, затраченного ТС на преодоление определенных участков пути;
- определение траектории и характера движения пешехода с момента возникновения опасности и до момента наезда на него;
- установление момента возникновения опасности для движения, если для этого требуется проведение расчетов, моделирования, эксперимента, экспертная оценка действий участников дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП) на соответствие (несоответствие) требований правилам дорожного движения (далее – ПДД);
- определение должных действий водителя, пешехода и других участников ДТП в конкретной дорожно-транспортной ситуации с точки зрения требований ПДД и соответствия им фактических действий водителя ТС, пешехода и других участников ДТП;
- установление наличия (отсутствия) у водителя ТС технической возможности предотвратить ДТП путем торможения ТС или другим,
предусмотренным требованиями ПДД, способом, в момент возникновения опасности для движения или любой другой момент времени, определенный органом, назначившим экспертизу;
- определение причинно-следственной связи между установленными следствием, судом фактическими действиями водителя ТС и наступившим происшествием на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;
- установление причинно-следственной связи между условиями организации дорожного движения и наступившим ДТП и др.
Объекты:
- материалы уголовного, административного, гражданского и арбитражного дел, не требующие правовой оценки.
На разрешение экспертизы могут быть поставлены вопросы:
- Какова скорость движения транспортного средства при наличии следа торможения, бокового юза и качения?
- Каков тормозной и остановочный путь транспортного средства в условиях места происшествия?
- Какова продолжительность движения пешехода (велосипедиста) на пути, указанном в исходных данных?
- На каком расстоянии от места наезда находилось транспортное средство в момент начала реакции водителя с последующим применением торможения?
- На каком расстоянии от места наезда находилось транспортное средство в момент начала движения пешехода?
- На каком расстоянии от места наезда находился пешеход в момент, когда транспортное средство находилось от места наезда на расстоянии, равном остановочному пути?
- Имелась ли у водителя транспортного средства техническая возможность предотвратить происшествие в момент возникновения препятствия или опасности для движения?
- Какова траектория и характер движения транспортного средства до опрокидывания?
- Как должен был действовать водитель транспортного средства в соответствии с Правилами дорожного движения?
- Соответствуют ли действия водителя транспортного средства техническим требованиям Правил дорожного движения?
- Имеется ли причинная связь между действиями водителя транспортного средства и происшествием?
Исследование технического состояния транспортных средств
Задачи:
- определение технического состояния ТС, их систем, агрегатов, узлов и деталей и при обнаружении неисправности установление причин и времени ее возникновения, возможности своевременного (в частности до ДТП) ее обнаружения водителем ТС и лицами,
ответственными за техническое состояние ТС;
- определение степени влияния неисправностей на возникновение и развитие ДТС, приведшей к ДТП;
- определение технической возможности предотвращения ДТП при том техническом состоянии ТС, в каком оно находилось непосредственно перед ДТП;
- установление причинно-следственной связи между техническим состоянием (неисправностью) ТС и ДТП и т.д.
Объекты:
- автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, велосипеды, прицепы, полуприцепы, троллейбусы, трамваи, тракторы, иные самоходные механизмы и другие ТС (за исключением морских, речных, воздушных и железнодорожных ТС), а также их системы, агрегаты, узлы и детали;
- материалы дела, схема ДТП, протоколы осмотра ТС и т.п.
На разрешение экспертизы могут быть поставлены вопросы:
- В каком техническом состоянии находится тормозная система (рулевое управление, ходовая часть и т.д.) транспортного средства?
- Каковы причины возникновения неисправностей тормозной системы (рулевое управление, ходовая часть и т.д.) транспортного средства?
- Соответствует ли техническое состояние транспортного средства, его узлов и деталей техническим нормам и требованиям безопасности движения?
- Мог ли водитель обнаружить неисправность транспортного средства до ДТП?
- Каковы причины разгерметизации шин колеса транспортного средства?
- Имеется ли причинная связь между обнаруженной неисправностью транспортного средства и происшествием?
- Возможна ли эксплуатация транспортного средства, с выявленной неисправностью, в соответствии с Правилами дорожного движения?
Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика)
Задачи:
- исследование механизма столкновения транспортных средств и наездов
на неподвижное препятствие:
- определения места столкновения ТС;
- определение траектории движения ТС до и после столкновения (наезда);
- определение взаимного положения ТС в момент столкновения (угла столкновения);
- определение взаимного расположения ТС относительно элементов дороги - проезжей части, ее горизонтальной разметки и т.п.;
- установление скорости движения ТС при столкновении, в частности, находилось ли в движении или состоянии покоя одно из ТС при столкновении;
- определение месторасположения лиц, находящихся в салоне ТС до ДТП (эта задача решается в рамках комплексной экспертизы совместно с судебными медиками);
- установление механизма повреждений шин и гибких шлангов, резьбовых и иных соединений, причины и времени их образования (до ДТП или в момент ДТП).
Исследование механизма наезда на пешехода:
- определения места наезда ТС на пешехода;
- определение траектории движения ТС и пешехода до и после наезда;
- определение скорости движения ТС по отбросу пешехода в результате наезда на него;
- определение направления движения пешехода относительно ТС (слева - направо, справа - налево, под углом). Эта задача также решается в рамках комплексной экспертизы с участием судебных медиков (исследование повреждений на теле пешехода), биологов (исследование наличия на ТС волос, крови потерпевшего), трасологов (исследование одежды, следов на подошве обуви), криминалистов (исследование материалов, веществ, частиц лакокрасочного покрытия).
Объекты:
- вещная обстановка на месте ДТП, ТС, материалы дела и т.п.
На разрешение экспертизы могут быть поставлены вопросы:
- Какова траектория движения транспортного средства до столкновения?
- Где расположено место столкновения транспортных средств?
- В каком положении находилось транспортное средство, относительно границ проезжей части, в момент столкновения?
- Какими частями столкнулись транспортные средства, каково было их положение в момент столкновения?
- Было неподвижно или двигалось транспортное средство в момент столкновения?